28 июля 1932 года. Армейские танки М1917 на Пенсильвания авеню в самом центре Вашингтона. Но это не парад.
В этот день армейские части под руководством генерала Дугласа Макартура разогнали т.н. "Марш за солдатскую надбавку" (англ. Bonus March) - многотысячную демонстрацию безработных ветеранов Первой мировой войны, прибывших со всех концов страны требовать выплаты положенных им военных выплат.
В 1924 году американским правительством было принято решение о выплаты пенсий (бонусов) ветеранам Первой мировой войны: по $1 за каждый день службы во время войны (максимум $500) и $1,25 за каждый день службы за границей во время войны (максимум в $625).
Суммы в размере $50 или меньше были немедленно оплачены. Все другие суммы были оформлены как сертификаты со сроком погашения в 20 лет (т.е. ветераны должны были ждать выплаты до 1944 года). Всего было оформлено 3,6 млн. сертификатов.
Но потом грянула Великая депрессия. Денег не было. А людям, потерявшим работу и чьи семьи голодали, они были очень нужны.
И тогда в мае 1932 года из штата Орегон (на Тихоокеанском побережье) в американскую столицу отправился «Голодный марш ветеранов I-й мировой войны». Ветераны надеялись вызвать у правительственных чиновников чувство стыда и сострадания, и добиться выплат, принадлежащих им по праву. Во главе марша встал отставной сержант Уолтер Уотерс, поставивший перед участниками марша обязательное условие - соблюдать во время пути жесткую армейскую дисциплину. Ветеранам запрещалось употреблять спиртное, сквернословить, затевать ссоры с местными жителями. Вместе с отставниками в дальний путь отправились и их семьи.
Узнав из газет и по "сарафанному радио" о марше, из всех штатов сотни и тысячи ветеранов также двинулись в Вашингтон. По аналогии с экспедиционными силами США в Европе в годы войны свои колонны они назвали "Bonus Expeditionary Force", или "Бонусная армия" (“Bonus Army”).
К Вашингтону в мае 1932 года с отрядом под руководством Уотерса подошли примерно тысяча человек. Позднее присоединились еще не менее 15 тысяч бывших американских солдат.
Ветераны разбили лагерь на берегу реки Анакостия. В так называемом "Гувервилле", названном в честь президента, который категорически отказывался слышать их просьбы.
Кому не удалось раздобыть парусины, картона или досок, вырыли землянки. Генерал-майор корпуса морской пехоты Смедли Батлер, один из самых популярных военных деятелей того времени, посетил лагерь, чтобы поддержать их.
Ветераны выпускали собственную газету, организовали библиотеку и парикмахерскую, поставили шоу водевиля, на которых пели острополитические песни, такие как «Мой бонус пролетел над океаном».
Почти ежедневно начальник полиции Вашингтона суперинтендант Пелхэм Глассфорд (отставной армейский полковник, сам ветеран Первой мировой) посещал лагерь на своем мотоцикле. Он организовал госпиталь из врачей-добровольцев и медицинских работников из местного резерва Корпуса морской пехоты.
17 июня в Конгрессе проект закона о досрочном погашении долга не прошел (законопроект был принят 15 июня палатой представителей, дав надежду ветеранам). Деньги просто неоткуда было взять.
Самое неожиданное, что выступавший в защиту законопроекта депутат-демократ от штата Теннесси Эдвард Эслик внезапно упал и умер от сердечного приступа прямо во время слушаний.
Обстановка накалялась.
Сенат, сорвав слушания по законопроекту, просто сбежал из города. Десяткам тысяч ветеранов и сочувствующих (женам и детям), собравшимся в Вашингтоне, предложили вернуться по домам, дав деньги на проезд.
В последующие дни около 15 000 ветеранов все-таки отправились домой. Но акция не закончилась. Более 20 тысяч человек все еще оставались в Вашингтоне и требовали своих выплат.
Чиновники в Вашингтоне надеялись, что оставшиеся участники "Бонусной армии" в конце концов так же разойдутся или отправятся домой. Однако большинству из них уже больше некуда было идти, и никаких средств для существования у них не было. Поэтому они оставались в своих лагерях и ждали, когда Конгресс вернётся, чтобы снова начать процесс слушаний по выплатам.
28 июля полиция попыталась ликвидировать незаконный лагерь (поводом для сноса лагеря протестующих стало требование освободить место для нового строительства в центре Вашингтона, а протестующие якобы намеренно этому мешали), но встретила сопротивление. Полицейских стали бить и загнали в угол, те открыли огонь, застрелив двух ветеранов - Уильяма Хушку и Эрика Карлсона.
Принимая во внимания сложность экономической ситуации, имея сведения о наличие среди демонстрантов членов коммунистической партии, а также опасаясь вследствие развития событий революции, президент Гувер приказал армии заняться этим делом.
После этого в бой вступила армия — начальник штаба армии США генерал Дуглас Макартур использовал пехоту вооружённую штыками (огнестрельное оружие было приказано не применять), кавалерию с саблями наголо, танки и полиция с дубинками и гранатами со слезоточивым газом, чтобы выбить бунтовщиков из центра города.
В результате столкновения сотни манифестантов получили ранения, от применения слезоточивого газа скончался ребенок - 12-недельный младенец.
Ветераны бежали за реку Анакостию в свой лагерь. Гувер приказал на этом остановиться, но Макартур приказал продолжать.
Уверенный в том, что ветеранское движение представляет серьезную опасность и не желая никого слушать, начальник штаба повел свои подразделения за реку. Танки заблокировали доступ к мосту, после чего пехотинцы в противогазах вошли в лагерь и пустили слезоточивый газ. По мере продвижения солдаты поджигали хижины и лачуги, используемые ветеранами как жилье. В результате разгорелся масштабный пожар.
Лагерь был уничтожен. Оценки самые разные (одни газеты открыто поддерживали правительство и армию в разгоне "бунтовщиков", другие называли события в Вашингтоне «национальным позором и даже угрозой», «жалким зрелищем самого могущественного правительства в мире, преследующего невооружённых людей, женщин и детей при помощи армии с танками»).
Цифры приводятся тоже разные. Силы демонстрантов оцениваются в 43 тысячи человек, из которых около 17 тысяч ветеранов.
Было арестовано 135 человек, было много раненых (по разным данным от 55 до 1000 человек).
Утром, по завершении операции, Дуглас Макартур встретился с представителями печати и сообщил следующее:
«Если бы президент Гувер не действовал таким образом, он предстал бы перед серьезной ситуацией. Еще неделя, и правительство оказалось бы в угрожающем положении. Его экстраординарному терпению пришел конец, и он исчерпал все, чтобы избежать стычек, прежде нем решил применить силу».
Администрация президента старалась представить свои действия как охрану общественного спокойствия и защиту нации от революционных угроз, однако данная политическая акция отрицательно сказалась на политическом имидже Гувера и внесла вклад в его поражение на следующих президентских выборах.
P.S. Через год - в 1933 году - у Рузвельта при подобной ситуации обошлось без применения силы. Хотя денег тоже не дали, но постарались найти работу, создав Гражданский корпус. К ветеранам выехала жена Рузвельта, которая выслушала все требования и учтиво с ними поговорила.
Как говорили в американском обществе: "Гувер прислал армию, Рузвельт послал свою жену".